Основные положения инициативы «Наша новая школа»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; должна обеспечить преемственность основных направлений концепции развития среднего образования. На ее реализацию выделяется 15 миллиардов рублей из госбюджета. Утвержденная концепция развития национальной школы была утверждена Президентом Российской Федерации 21 января 2010 года в г. Санкт-Петербурге. Каковы основные положения инициативы «Наша новая школа»? Ключевые направления развития общего образования 1.Обновление образовательных стандартов.Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований:
требования к структуре образовательных программ,
требования к условиям реализации образовательных программ и
требования к результатам их освоения.
2. Система поддержки талантливых детей.Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. 3. Развитие учительского потенциалаНеобходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших
педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми.
В соответствии с изменениями школьной практики должны произойти изменения и в системе педагогического образования.
Отдельная задача - привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование. Прохождение ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных технологий.
Еще одним стимулом качественного педагогического труда должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров.
Направления работы по совершенствованию потенциала отечественного учительства и повышению престижа профессии учителя должны лечь в основу плана мероприятий по проведению в 2010 году в России Года учителя.
4. Современная школьная инфраструктура.Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. 5. Здоровье школьников.Большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников.
Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников.
Инструменты и механизмы обновления школьного образования
В ближайшие годы в рамках национального проекта в системе общего образования предстоит:
-продолжить практику поддержки лучших учителей и талантливой молодежи;
-развивать инструменты финансирования воспитательной деятельности, механизмы подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;
-поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях;
-стимулировать усилия и поддерживать инициативы регионов по развитию систем дошкольного образования, обеспечивающих равные стартовые условия прихода детей в школу;
-обеспечить доступ к получению общего образования детям-инвалидам;
-разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению
нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
-продолжить работу по обновлению современной школьной инфраструктуры, как решая частные задачи, например, совершенствования организации школьного питания, так и обеспечивая комплексное обновление условий реализации образовательных программ.
В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципалитетов предстоит разработать и внедрить:1. В направлении обновления образовательных стандартов:-новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ; -систему оценки качества образования, включая оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения на другую, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, участие России в международных сопоставительных исследованиях качества образования, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации. 2. В направлении поддержки талантливых детей:-практику деятельности специализированных учреждений для одаренных ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; -систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста;
-обновленную практику деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся; -расширенную систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников; -модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся; -систему обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений. 3. В направлении развития учительского потенциала:-практику привлечения в школы учителей, имеющих базовое непедагогическое образование; -новые технологии организации и финансирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая развитие служб консультационно-методического
сопровождения и сертификации квалификаций с координацией их деятельности на федеральном уровне;
-модели использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; -практику сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку; -новую модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования, предполагающую обязательное периодическое подтверждение уровня квалификации. 4. В направлении развития школьной инфраструктуры:-модельные методики нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;
-практику деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями; -модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших
школьников, подростков и старших школьников; -модели деятельности автономных учреждений общего образования. 5. В направлении обеспечения здоровья школьников:-новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников
образовательного процесса;
-рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся; -в рамках межведомственного взаимодействия в ближайшее время также предстоит обновить действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, относящиеся к системе общего образования; -механизмы и регламенты отслеживания и поддержки здоровья школьников; -требования по обеспечению безопасности образовательных учреждений; строительные нормы и правила; типовые проекты школьных зданий, адекватные современным требованиям к организации
образовательной среды; практики организации обслуживания школьного хозяйства, организации подвоза школьников к месту учебы; -механизмы взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта.
Основные направления работы в рамках инициативы «Наша новая школа» также найдут отражение в ходе подготовки интегрированного законодательного акта – новой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании».
|